26.07.2023 12:02
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 13036; сегодня: 3.

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

Ученые Алтайского государственного университета выпустили книгу о жизни и быте простых солдат в сибирской глубинке в царской России, посвятив ее памяти воинов-сибиряков, защищавших Отечество. Издание хоть и научное, но читается как историческая беллетристика о суровом солдатском быте, военной реформе, "дядьках"-воспитателях, полевых "самоварах" и шпицрутенах вне очереди.

Как рассказал один из авторов исследования "Повседневная жизнь нижних воинских чинов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века" профессор АлтГУ Юрий Гончаров, работа над книгой заняла несколько лет.

Юрий Михайлович, почему вдруг такая тема, ведь вы занимаетесь историей сословий?

Юрий Гончаров: В середине XIX века в сибирских городах большой процент населения составляло именно солдатское сословие. В Барнауле оно доходило до 30 процентов вместе с семьями и детьми. А все потому что больше полутора веков - с 1705-го и до 1874 годы в России действовал рекрутский набор и до 1793 года служба была пожизненной. Потом ее ограничили 25 годами, с 1834-го - 20 годами, а с 1855-го - 12. Из-за такого срока службы люди утрачивали связь со своим прежним сословием и свой новый статус передавали жене и детям.

Рекрутчину воспринимали как беду. Из-за тяжелых условий военного быта солдатская служба считалась не священной обязанностью, а наказанием. Помещики, крестьянские и мещанские общества старались отдать в солдаты самых проблемных и неблагонадежных, что, конечно, сказывалось на боеспособности армии. И поражение в Крымской войне 1853-1856 года показало ее отсталость и ненадежность. Реформа давно назрела и в 1874 году в России ввели всеобщую воинскую повинность. Срок службы стал зависеть от образовательного ценза: неграмотный служил шесть лет, с высшим образованием - полгода-год. С переходом на воинскую повинность, люди стали возвращаться к своей привычной жизни, в свои сословия. Изменилось и отношение к службе, о чем свидетельствует популярная пословица конца 1870-х годов: "На службу не набивайся, от службы не уклоняйся".

Первую статью о жизни солдатского сословия я написал еще лет двадцать назад. Потом этой темой занимался мой соискатель Сергей Скобликов. Материала набралось столько, что после защиты его кандидатской диссертации мы решили выпустить книгу. Военная история у нас в стране хорошо изучена, а вот солдатскому быту, особенно в мирное время, мало уделяли внимания. Мы решили восполнить этот пробел. Фактуру пришлось искать в мемуарах бывших военных, офицеров, служивших в Сибири и их современников. Работали в шести центральных и региональных архивах. Много интересного из жизни казармы почерпнули из мемуаров офицера Генерального штаба Евгения Александровича Никольского "Записки о прошлом" и генерала Антона Ивановича Деникина "Старая армия", а также в воспоминаниях Владимира Алексеевича Гиляровского "Мои скитания. Повесть бродяжной жизни".

Параллели с современной армией провести можно?

Юрий Гончаров: Сейчас у нас по-прежнему действует всеобщая воинская обязанность. Но есть и профессиональная армия. Когда мы готовили книгу, конечно, невольно проводили параллели. Я служил в конце 1980-х годов и очень удивился, что за сто лет шинели и портянки почти не изменились. Сейчас, правда, форма уже другая.

И тогда, и сейчас большую роль играли унтер-офицеры, сейчас это сержанты. В мое время говорили: "В армии командует два человека - главнокомандующий и сержант, а остальные только передают приказы". И в этой части тоже ничего не изменилось: сержанты и сейчас всегда рядом с солдатами, они их обучают, воспитывают. Но полтора века назад, кроме унтер-офицеров были еще так называемые "дядьки". Это старослужащие, которые учили новобранцев, помогали им адаптироваться. Ведь большинство призывников в то время - это крестьяне и мещане, которых вырвали из привычного уклада жизни. Человек жил в деревне, пахал, косил и тут попадает в казарму. "Дядьки" помогали им справиться со стрессом. Они были учителями не только в армейской науке, но и обучали грамоте. Сейчас такого института нет, хотя может быть и зря.

А как меняется солдатский быт в пореформенное время?

Юрий Гончаров: После реформы солдатское сословие в сибирских городах постепенно исчезает и в конце XIX века перестает существовать. Остается регулярная армия. Жизнь в казармах тоже меняется. Военная реформа - это ведь не только введение воинской повинности. Например, солдаты никогда не снабжались постельным бельем. Они спали на дощатых нарах на соломенных тюфяках и подушках, укрывались зачастую шинелью. Только после Русско-японской войны появляется постельное белье, улучшается быт, форма. В начале XX века в тех городах, где стояли гарнизоны, строят военные городки, где кроме солдатских казарм были жилые дома для офицеров, мастерские, конюшня, церковь, своя котельная. В Барнауле до сих пор сохранились почти все кирпичные здания такого городка и сейчас здесь размещается юридический институт МВД. Подобные комплексы были и в Новониколаевске (ныне Новосибирск), Омске, Томске. В Новосибирске и Томске тоже сохранились отдельные здания.

Впервые появились солдатские столовые и передвижные полевые кухни, которые назывались "самовар". А до этого питались артельным способом - в подразделении выбирали артельного, он получал продукты, деньги на специи и приправы и потом солдаты сами готовили себе пищу.

XX стали строить солдатские бани в воинских частях. А со второй половины XIX века там, где стояли гарнизоны, обязательно оборудовали воинские госпитали. Они зачастую были единственными медицинскими учреждениями в небольших городах, сельской местности, поэтому здесь принимали и простых горожан и сельчан. Военных врачей готовили из служащих. Для молодых людей из небогатых семей это была возможность получить востребованную профессию. Будущий врач заключал контракт, армия оплачивала обучение, а он обязан был отслужить военврачом определенный срок. Так что социальную роль армии того времени трудно переоценить: это не только борьба с неграмотностью, но и развитие системы медицинского обслуживания.

Какие наказания применили для провинившихся солдат и была ли тогда дедовщина?

Юрий Гончаров: В армии необходимо поддерживать строгую дисциплину. Но в XIX веке до реформы наказания были очень жестокими. Кроме гауптвахты и нарядов вне очереди, которые сохранились до сих пор, применяли удары шпицрутенами и палками за тяжкие провинности. Только в начале XX века телесные наказания отменили. А вот дедовщина процветала. Те же "дядьки" нещадно гоняли новобранцев. Но я не думаю, что институт "дядек" породил дедовщину, она была во все времена. Такие неуставные отношения были во всех армиях, даже в офицерских коллективах, только назывались по-разному. Например, в юнкерских училищах, это было "цукание".

Текст: Татьяна Кузнецова.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10849 публикаций
Сайт: rg.ru/2023/07/26/reg-sibfo/na-altae-vyshla-kniga-o-soldatskom-byte-vekovoj-davnosti.html
Поделиться:

Интересно:

Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
16.04.2025 12:07 Мероприятия
Бренд Misha’Le представил свою новую коллекцию
13 апреля в рамках выставки «Москва нарядная» состоялся показ художников авторского костюма секции «Декоративное искусство Московского союза художников». 14 именитых модельеров представили свои новые коллекции. Бренд Misha’Le дизайнера-модельера Елены Мишаковой не стал исключением и представил свою новую коллекцию «Триколор». Она выполнена в стиле спорт-шик, что в очередной раз продемонстрировало индивидуальный и лаконичный стиль дизайнера. Уже не первый год мы знаем, что Елена предпочитает создавать креативные модели, используя монохромные оттенки. Зрители были приятно удивлены тем, как она сумела создать коллекцию в стиле спорт-шик и при этом не отступить от своего стиля. Для своей коллекции дизайнер выбрала трикотажное полотно, которое обладает эластичностью, позволяя носить эту одежду в любую погоду. А сочетание цветов российского флага символизирует не только красоту русской...